Картотека пальчиковых игр цель 2 младшая. Картотека пальчиковых игр в младшей группе

Развивать мелкую моторику рук нужно с самого раннего возраста. Ловкость маленьких пальчиков напрямую связана с мозговой деятельностью малыша. Малыши, у которых лучше развита координация, лучше осваивают речь, учатся рассказывать и пересказывать. Поэтому детям полезна ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА , которую дети очень любят и с удовольствием выполняют нетрудные упражнения.

Их очень легко и просто можно провести в домашних условиях. Здесь не требуется специальное оборудование или педагогическое образование. Вспомните какое-нибудь стихотворение или песенку, и начинайте заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой. Здесь можно использовать любые движения и жесты рук малыша. Держите их и помогайте отображать какие-либо движения.

Увлекательные пальчиковые игры можно проводить с различными предметами. Можно катать между ладошками маленький мячик или то же самое проделывать с палочкой либо с карандашом.

Ваш малыш станет внимательнее, если вы во время игры будете изменять тембр голоса: то выше, то ниже, тише или громче. Все слова стихотворения или песенки следует говорить четко, при этом смотрите на ребенка, чтобы он мог видеть ваше лицо и считывать вашу речь. Такие занятия должны длиться от пяти до семи минут ежедневно.

Не забывайте хвалить ребенка за любое достижение!

ВЕСЁЛАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Тучка солнце повстречала,

Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены - «сол-нышко») ладоней обеих рук.

Погостить его позвала.

«Приглашающий» жест пр.рукой. Показать ладошку лев.руки (пальчики растопырены «солнышко»)

«Нет!» - ей солнышко в ответ.

Погрозить ук пальцем пр.руки.

Тучка закрывает свет.

Соединить кулачок пр. руки («тучка») с ладошкой лев.руки (пальчики растопырены - «солнышко»).

Кораблик

Плывёт кораблик по волнам.

Волнообразные движения кистями обеих рук вперёд от себя.

Дельфины слева, справа там.

Волнообразные движения лев.кистью, затем пр. кистью перед собой.

Волна кораблик догоняет

Лёгкие движения кистями от себя.

И ветер с парусом играет.

Помахать обеими руками влево-вправо над головой.

Ёжик

По тропинке, по дорожке

«Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку.

Топают к нам чьи-то ножки.

«Пошлёпать» ладошками по столу.

Это ёж - колючий бок,

Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить).

По грибам большой знаток!

Указательным и большим пальцами пр.руки «нанизываем грибочки» на пальчики лев.руки.

Паучки ползут по стенке.

«Перебирающие» движения пальчиками обеих рук снизу-вверх перед собой.

Вот так сгибаются коленки.

Быстро слегка сжимать пальчики обеих рук.

Паутину наплетут,

Круговые «наматывающие» движения кулачками обеих рук.

В неё мухи попадут.

Попеременные соединительные движения обеими руками: кулак («муха») - ладонь (паль-чики растопырить «паутина»).

Рыбки в салочки играют.
И друг друга догоняют.

Поочерёдные «волнообразные» движения правой и левой рукой перед собой.

Осьминог плывёт, пылит.
Рыбки все за камень - шмыг.

Колебательные движения кистями перед собой (пальчики растопырены).
Соединить ладони перед собой.

Тучка по небу летала,
Движения руками над головой влево-вправо.

Ну и капли потеряла.

«Волнообразные» движения ладонями сверху-вниз.

Значит, дождь пойдёт - мы знаем.

«Побарабанить» пальчиками по столу.

Все под зонтиком гуляем.

Ладони соединить над головой («зонтик»). Повороты головой влево-вправо.

Утки в озере ныряют,

«Волнообразные» движения кистями обеих рук вперёд от себя.

Ряску клювом подбирают.

Быстро сжимать «в щепотку» пальчики на обеих руках

А потом на бережок,

Положить ладони на стол.

Друг за другом шлёп, да шлёп.

«Пошлёпать» ладонями обеих рук по столу.

в группе ясельного возраста

Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу для развития творческого представления.

На первоначальном этапе родитель разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки.

К третьему году жизни ребёнок должен уметь сгибать пальчики в кулачки и разгибать их, выполнять простейшие движения по тексту: делать «крылышки» (махать ладошками), складывать ладошки вместе, показывать ушки, водить пальчиком по ладошке, грозить пальчиком, делать «рожки» и «усики», показывать «фонарики».

Далеко не все родители знают, как можно играть с малышами в этом возрасте, используя небольшие образные стихи и потешки. Вот некоторые из них:

Пальчиковые игры

Программные задачи

ПРЯТКИ

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так.

И головки убирали.

Сжимать и разжимать пальчики обеих рук.

СОРОКА

Сорока белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

Усложнение

Сорока белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты воды не носил, дров не рубил,

Каши не варил.

Махать кистями рук с широко расставленными пальчиками.

Указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки.

По очереди загибать правой рукой мизинец,

безымянный,

средний,

указательный и

большой палец левой руки.

Движения повторяются.

Большой палец не загибать.

Грозить указательным пальцем правой руки указательному пальцу левой руки.

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел!

Пальцы левой руки сжаты в кулачок, большой пальчик смотрит вверх.

Пальцами пр. руки отгибать поочерёдно указательный палец,

средний палец,

безымянный палец,

мизинец.

Энергично повращать кистью левой руки и выполнить упражнение с правой руки.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ДЛЯ

ПАЛЬЧИКОВ

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул!

А последний пятый пальчик

Шустро прыгает, как зайчик.

Мы сейчас его уложим

И уснём с тобою тоже!

Пальцы левой руки широко расставить. Правой рукой прижимать к середине ладошки попеременно большой палец,

Указательный палец,

Средний палец,

Безымянный палец.

Пошевелить мизинцем (как получится).

Прижать к середине ладошки мизинец.

Сложить обе ладошки и положить под щёчку.

Выполнить упражнение, начиная с другой руки.

ДРУЖНЫЕ ЛАДОШКИ

Дружат у Митрошки

Две ладошки-крошки.

Друг к другу прижимаются,

Вот как получается!

Показывают «фонарики».

Прижать ладошки одну к другой.

ГУЛИ

Прилетели гули,

Гули-голубочки.

Сели на головку,

На головку дочке.

Ты, моя дочка,

Помаши ладошкой.

Кыш-кыш-кыш!

Выполнять маховые движения кистями рук.

Положить ладошки на голову.

Быстро помахать кистями рук.

Народные потешки и песенки всегда сопровождали жизнь детей в раннем детстве. Этот жанр им близок, понятен, интересен. Хорошо, когда и в дошкольном учреждении, и дома дети слышат простые и доступные песенки, приговорки, потешки. Взрослые выразительно читают потешки или напевают короткие песенки, сопровождая их определёнными движениями или жестами по тексту. Дети повторяют.

Это способствует тому, что у малышей развивается речь, мышление, память, расширяется их кругозор. Дети запоминают интонации, учатся выполнять разнообразные характерные движения ногами, руками, пальчиками. Кроме того, с самого раннего детства малыши приобщаются к фольклору.

Потешки

Программные задачи

***

Прилетели птички,

Принесли водички.

Надо просыпаться,

Надо умываться,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Выполнять плавные движения вытянутыми в стороны руками.

Соединить ладошки тыльной стороной, сделать «чашечку».

Потянуться: поднять вверх руки и широко расставить пальцы.

Выполнять круговые движения ладошками перед лицом.

Провести ладошками под глазками.

Выполнить круговые движения ладошками по щёчкам.

Широко улыбнуться и показать зубки.

***

Раз, два, три, четыре, пять!

Негде зайчикам гулять!

Всюду ходит волк, волк!

Он зубами щёлк, щёлк!

Ритмично хлопать в ладоши.

Прыгать на двух ногах.

Выполнять полусогнутыми в локтях руками характерные движения перед собой.

Энергично сжимать и разжимать пальцы.

***

Идёт коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто маму не слушает?

Кто кашу не кушает?

Кто отцу не помогает?

Забодает! Забодает!

Забодает!

Ритмично топать ногами.

Грозить указательным пальцем

попеременно правой и левой рукой.

Сделать «рожки»: приставить к голове указательные пальцы правой и левой руки.

***

Ходит козочка по лугу

Вокруг колышка по кругу.

Глазками хлоп-хлоп!

Ножками топ-топ!

Хвостиком-то машет,

И поёт, и пляшет!

Малых деток веселит,

Маму слушаться велит!

Сделать указательными пальцами правой и левой руки «рожки».

Расставить ладошки и ритмично прижимать пальцы к середине ладошки .

Ритмично и энергично притопывать ногами.

Покрутить бёдрами.

Выполнить «пружинку».

Погрозить пальчиком.

***

Сорока-белобока,

Где была?

Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Хвостиком мешала,

На порог скакала,

Деток покликала:

Детки, вы детки,

Собирайте щепки!

Наварю я кашки

Золотые чашки!

Выполнять плавные движения руками - птички машут крыльями.

Пожать плечами и посмотреть вдаль – сделать «козырёк»- приставить ладошку одной руки ко лбу.

Покрутить бёдрами.

Попрыгать на двух ногах.

Тыльной стороной обеих рук выполнить приглашающие движения.

Выполнять круговые движения кулачком одной руки по ладошке другой руки.

***

Ты пляши, пляши, пляши!

Ах, как ножки хороши!

Хороши, не хороши,

Всё равно ты попляши!

Ножками потопай,

Ручками похлопай!

Хохотушки хохочи!

Поскакушки поскачи!

Выполнять любые знакомые детям плясовые движения: притопывать ножками, прыгать на двух ногах, выставлять ноги попеременно вперёд на пятку.

Ритмично топать ножками.

Ритмично хлопать в ладоши.

Весело посмеяться.

Попрыгать.

***

Поехали-поехали

За шишками-орехами!

По кочкам, по кочкам,

По ягодкам, цветочкам,

Пенёчкам и кусточкам,

Зелёненьким листочкам.

В ямку – бух!

Выполнять топающие шаги в разных направлениях.

Резко присесть.

***

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки, ушки!

Согнутые в локтях руки держать перед грудью.

Выполнять прыжки на двух ногах.

Приставить кисти обеих рук к голове.

***

Наши ножки: топ, топ!

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

Притопывать ногами.

Хлопать в ладоши.

Медленно опускать руки вниз.

***

Зайке холодно стоять.

Хочет зайка поскакать.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Шевелить приложенными к голове ручками.

Прыгать.

Присесть на корточки.

Потирать ручки.

***

Би-би-би - гудит машина.

Тук-тук-тук - мотор стучит.

Едем,едем,едем,едем,-

Шины трутся о дорогу,

Шу-шу-шу - они шуршат.

Быстро крутятся колёса.

Та-та-та, - они спешат.

Стучать кулачком одной руки по ладошке другой руки.

Хлопать в ладошки.

Топать ногами.

Потирать ладошками.

Выполнять «моталочку».

Картотека пальчиковых игр для детей

ясельной группы

Пальчиковые игры - это легкой и приятный способ развития для самых маленьких детишек. Ведь дети узнают мир через прикосновения. Они не спроста пытаются сжевать провод, стянуть красивое блюдо со стола. Это все познание нового мира, новых вещей. Для малышей в возрасте 2-3 года нужные особые игры, в том числе и пальчиковые гимнастики. Очень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.
Педиатры рекомендуют всем родителям играть с детьми в пальчиковые игры. Особенно это касается родителей 2 и 3-летних малышей, у которых в этом возрасте происходит активный рост и развитие мышечной системы. Пальчиковые игры простые и забавные, улучшают память и восприимчивость ребенка и развивают мелкую моторику рук. Как видно из названия этих игр, главную роль тут играют движения пальцами.

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки) - Вот, вот, вот! (руки за спиной)

Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки) - Вот, вот, вот! (показать нос)

Зайка, зайка, лапы где? (хлопки) - Вот, вот, вот! (показать руки) Зайка, зайка, ушки где? (хлопки) - Вот, вот, вот! (показать ушки)

МАШИНКА

Заведу мою машину («мотор») - Би-би-би, налью бензину. (3 хлопка, топать) Крепко-крепко руль держу («держать руль») На педаль ногою жму. (топать правой ногой)

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз (руки в «замок») большие пальцы вращаются Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы) Ехал, ехал паровоз. Прицепил вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются) Он плывет ко мне домой (руки вперед, ладони сомкнуть углом) Крепко я держу штурвал («держать штурвал») Я ведь главный капитан (4 хлопка)

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками) Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка) Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья») Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

КОШКИ - МЫШКИ

Вот кулак, (показать кулак левой руки) А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх. На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой) Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой) Мышки очень испугались, (вращать кулаком) В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Зайчик и охотник
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем по очереди пальчики)
Вышел зайка погулять
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет (изображаем пистолет большим и указательным пальцами)
Пиф! Паф! Ой-ой-ой
(в такт стучим кулачками друг о друга)
Умирает зайчик мой (кладём ладошки на стол или колени)

Я кладу его в корзинку (складываем руки так, как будто хотим зачерпнуть воды)
И несу его домой,

Оказалось, он живой! (хлопаем в ладоши)

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ –

Утром встали пальчики- маленькие мальчики,
Друг другу обрадовались, Здороваться начали.
Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….
(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ

(Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем плотно кулак ребёнка. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слова «гулять» - отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку)Один, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять!
Испугались кошки, спрятались опять.

ЕРШИ

(Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутри или на тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку)
(на каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно).

На реке камыши, расплескались там ерши
Круг постарше, (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке
круг помладше, рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке
круг совсем малыши. (ставим - щекочем точечкой в серединке)

ФРУКТЫ-ОВОЩИ
Как у нашей Зинки
Овощи в корзинке:
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец,
Наша Зина-молодец.

Как у нашей Зины
Фрукты есть в корзине:
Яблочко, груша,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы,
До чего ж красивы!
Посмотрите на ранет,
Вкуснее наших фруктов нет!

ПОМОЩНИК:
Посуду моет наш Антошка:
Моет вилку, чашку, ложку,
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)

ИГРУШКИ
У Антошки есть игрушки:
Вот весёлая лягушка,
Вот железная машина.
Это мяч, он из резины.
Разноцветная матрёшка
И с хвостом пушистым кошка.

ТРАНСПОРТ
Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:
Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали,
Пять видов транспорта назвали.

ПОСЧИТАЕМ .

((сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно)
Один-два-три-четыре-пять,
Буду транспорт я считать:
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолёт,
Корабль, поезд, вертолёт.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

(с мизинца- к большому пальцу)
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

ПО ГРИБЫ
Один, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)
Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.

ГОСТИ
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Матвей приди, и Сергей приди,
А Никитушка - ну, пожалуйста.
Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.

СЕМЬЯ
Этот пальчик - дедушка (большой),
Этот пальчик - бабушка (указательный),
Этот пальчик - папочка (средний),
Этот пальчик - мамочка (безымянный),
Этот пальчик - я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

ПАЛЬЧИКИ
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.


Ольга Шкодина
Пальчиковые игры в первой младшей группе на год по темам недели

Сентябрь

1 неделя Пальчиковая гимнастика «Будем вежливы»

К Кате гости прибежали, (бежим пальчиками по столу или по полу)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй Жора, (соединяем большой и указательные пальчики)

Здравствуй Жанна (большой и средний)

Рад Серёжа (большой и безымянный)

Рад Снежана (большой и мизинец)

Не хотите ль пирожок? (ладошки складываем вместе)

Может коржик (показываем 2 открытые ладошки)

Иль рожок (2 кулачка ставим друг на дружку)

Вот драже вам на дорожку (пальчиком тычем в открытую ладошку)

Вы берите понемножку (несколько раз сгибаем ладошки в кулачки)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

2 неделя Пальчиковая гимнастика «Осень»

Вышла осень погулять, («Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)

Стала листья собирать. (Одной рукой «подбираем» листья и «кладём» в другую.)

3 неделя ПДД

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Нас с тобой переведет («ходит» пальцами (указательным и средним) по «зебре» перехода на ударные слоги)

Пешеходный переход.

Дорожных правил очень много

Раз - внимание дорога! (загибаем все пальцы, начиная с большого на обеих руках одновременно)

Два - сигналы светофора.

Три - смотри, дорожный знак,

А четыре - переход.

Правила все надо знать (разжимаем и сжимаем пальцы на обеих руках одновременно)

И всегда их выполнять.

4 неделя «Овощи»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)

И останусь только я!

5 неделя «Фрукты. Ягоды»

Ягоды Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

С ветки ягодки снимаю, (Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить

каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с

него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю. (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко, (Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной

ладошкой.)

Я попробую немножко. (Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть, достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Фрукты Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Жёлтый-жёлтый наш лимон, (Одноимённые пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он. (Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и

«опускаем лимон в чай».)

Вместе с жёлтой кожей. (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения –

«помешиваем чай».)

Лёгким будет к дому путь! (Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

Октябрь

1 неделя. «Осенний лес. Грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

«Осенний лес»

ВЕТЕР ПО ЛЕСУ ЛЕТАЛ. Дети делают кистями плавные движения вперед – к груди.

ВЕТЕР ЛИСТИКИ СЧИТАЛ:

ВОТ ДУБОВЫЙ, Поочередно загибают пальцы на руке.

ВОТ КЛЕНОВЫЙ,

ВОТ РЯБИНОВЫЙ РЕЗНОЙ,

ВОТ С БЕРЕЗКИ – ЗОЛОТОЙ,

ВОТ ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ С ОСИНКИ

ВЕТЕР БРОСИЛ НА ТРОПИНКУ. Встряхивают кистями рук.

«Грибы»

Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки

показываем «крапинки».)

Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

2 неделя. «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

«Одежда»

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)

Курточку и шапку.

И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру

ладони, показывая направление надевания перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

«Обувь»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.)

Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.)

И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.)

Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

3 неделя. «Деревья. Кустарники»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

«Хвойные деревья»

Ребенок катает мяч или щетку между ладонями, приговаривая:

Даем ребенку колючий мяч или щетку для волос.

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

«Яблонька»

Нашу яблоню трясу, (имитация тряски дерева)

Яблочко достать хочу. (тянемся вверх, делаем хватательные движения пальцами)

Круглое, гладкое (имитируем движения)

И, конечно, сладкое… (подносим ладошку ко рту, как будто откусываем яблоко)

4 неделя «Комнатные растения»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

На окно скорее глянь:

Здесь у нас цветет герань.

А здесь красавец бальзамин, Загибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца

Амариллис рядом с ним.

Фуксия, бегония -

Мы все названья помним! Раскрывают ладошку.

Мы взрыхлим цветы, польем, Пошевеливают опущенными вниз пальцами.

Пусть подрастают день за днем! Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и

раскрывают «цветком».

Ноябрь

1 неделя «Птицы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Прилетайте, птички! («Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке. («Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки, (Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко. (Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям, (Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям. (Вытянуть левую руку с раскрытой ладонью)

Галки да вороны

Ешьте макароны (Тереть ладонь о ладонь)

2 неделя «Дикие животные готовятся к зиме»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок, Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Вращают большим пальцем.

Заяц и ёжик навстречу друг другу Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

3 неделя «Профессии»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

4 неделя «Мамы всякие важны»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Много мам на белом свете,

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке

Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики»

Декабрь

1 неделя «Зима, признаки, труд взрослых»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Снег пойдет и перестанет,

Незаметно он растает. (делают волнообразные движения руками)

Шубу белую зима

Примеряет всем сама. (отводят одну руку вправо, другую влево)

Шубу – зайцу беляку,

Шубу – лесу и лужку,

Шуба – Лене и Николке,

Шуба – дубу в чистом поле,

Шуба – тополю и вязу. (поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)

Я уже в сугробе вязну.

Но у всех такая шуба, (похлопывают обеими руками по плечам)

Что носить всю зиму любо!

2 неделя «Зимние забавы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Что зимой мы любим делать? Поочередно соединяют большой палец с остальными.

В снежки играть, на лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

Новогодние игрушки

Праздник приближается,

Елка наряжается. Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.

Мы развешали игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки. Поочередно соединяют большой палец с остальными.

А здесь фонарики висят, Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».

Блеском радуют ребят.

3 неделя «Огонь-друг, огонь-враг!»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз.

Тыльная сторона ладони к себе.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я огонь зажег.

4-5 неделя «Новый год»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Наступает Новый год! хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики, поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар

Светятся фонарики. фонарики

Вот сверкают льдинки, сжимать и резко разжимать кулаки по очереди

Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями

В гости дед Мороз идет, пальцы шагают по коленям или по полу

Всем подарки он несет. трем друг об друга ладони

Будем пальцы загибать: хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. по очереди массажируем каждый палец

Январь

2 неделя «Транспорт»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Будем пальчики сгибать - Сжимают и разжимают пальчики.

Будем транспорт называть:

Автомобиль и вертолет, Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.

Трамвай, метро и самолет.

Пять пальцев мы в кулак зажали, Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.

Пять видов транспорта назвали.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».)

3 неделя «Птицы и животные жарких стран»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Хобот носит только он – (Рукой плавно двигаем перед собой – изображаем хобот.)

Лопоухий серый слон. (Приставляем руки к ушам.)

4 неделя «Птицы и животные Севера»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Три пингвина

Жили – были три пингвина (хлопки).

Пик, Пак, Пок. (удары по столу на эти слова)

Хорошо и дружно жили (ладошка моет ладошку).

Пик, Пак, Пок.

Как-то утром на рыбалку (хлопки).

Пик, Пак, Пок.

Зашагали вперевалку.

(ладошки «шагают» шлепают по столу)

Пик, Пак, Пок.

Наловили много рыбы (вращение кистей рук к себе).

Пик, Пак, Пок.

И еще поймать могли бы (вращение кистей рук от себя).

Пик, Пак, Пок.

Съели дружно все до крошки (хлопки).

Пик, Пак, Пок.

Кроме маленькой рыбешки (хлопки).

Пик, Пак, Пок.

Февраль

1 неделя «Дом. Мебель. Игрушки»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

1)Игрушки

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем

машинку».)

2)Мебель

На кроватке мы поспали, (Руки под щёку.)

Вещи в шкаф уже убрали. (Свободно двигаем руками – «убираем вещи».)

Мы на стуле посидели (Ладонью одной руки накрываем кулак другой.)

И за столиком поели. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

3)Дом

Стук -стук- постук, раздается где то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат -

Вот с такою крышей, (ладошки над головой)

Вот с такими стенами, (ладошки около щёчек)

Вот с такими окнами, (ладошки перед лицом)

Вот с такою дверью, (одна ладошка перед лицом)

И вот с таким замком! (сцепили ручки)

2 неделя «Посуда. Продукты питания»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

1) Посуда

Из тарелок, как один, (Ладони вместе перед собой «тарелка».)

Суп мы ложками едим. (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.)

Вилкой кушаем котлеты, (Указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец

придерживает безымянный и мизинец – «держим вилку».)

Ножик режет нам омлеты. («Режем» прямой ладонью взад-вперёд.)

2) Продукты питания

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)

А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)

Всё мы испечем в печи.

Очень вкусно! (Гладят животы.)

3 неделя «Бытовые приборы. ОБЖ»

Шалун.

Наша Маша варила кашу

Кашу сварила, малышей кормила. (на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала, (на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

А этому - не дала.

Он много шалил,

Свою тарелку разбил. (со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать)

4 неделя «День защитника Отечества»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Илья Муромец – (Приосаниться.)

Добрый молодец. (Показать бицепсы.)

Зорко в даль глядит (Рука козырьком.)

Да врагов разит. («Бросить копьё».)

Наша армия

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

правой и левой руки.

Март

1 неделя «Весна. Женский день»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

1) Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети! Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,затем на другой руке.

Мамы разные нужны, Сжимают обе ладошки в «замочек».

Мамы разные важны! Разводят руки, поднимают ладошками вверх. - «фонарики».

2) Мамин праздник

Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)

Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)

Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)

Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)

2 неделя «Народная культура и традиции»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

1)Гости. Русская игра

(Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.)

(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)

Мама, мама!

(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)

Что, что, что?

(Постукивают мизинцы.)

Гости едут!

(Постукивают указательные пальцы.)

Ну и что?

(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)

Здрасьте, здрастье!

(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)

Чмок, чмок, чмок!

3) Берёза.

(Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)

Берёза моя, берёзонька. (То же, но левой рукой)

Берёза моя кудрявая. (подъём рук вверх, вдох)

Стоишь ты, берёзонька, (Опустить руки, выдох)

Посреди долинушки, (подъём рук, вдох)

На тебе, берёзонька, (Опустить руки, выдох)

Листья зелёные, (Подъём рук, вдох)

Под тобой, берёзонька, (Опустить руки, выдох)

Трава шёлковая, (Подъём рук, вдох)

Вокруг тебя, берёзонька, (Опустить руки, длительный выдох)

Девицы красные

Венки вьют, плетут…

3 неделя «Домашние животные весной и их детеныши»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет

2) Котенок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка (хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках - острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

3)Домашние животные

Довольна корова своимит елятами,

Овечка довольна своими ягнятами,

Кошка довольна своими котятами,

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна своими ребятами!

Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

4 неделя «Дикие животные весной и их детеныши»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

1) Перелетные птицы

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели, Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют».

2) Дикие животные

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисенок, это волчонок,

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Вращают большим пальцем.

Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)

Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)

Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)

Шёл по травке без дорожек,

А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)

Рыжехвостая лиса.

5 неделя «Обитатели морей и океанов»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

1)Медузы.

(Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.)

Две огромные медузы

Прилепились пузом к пузу.

(После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.)

Выгнем щупальца сильнее-

Вот как гнуться мы умеем!

2) Рыбки.

(Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные движения в воздухе.)

Пять маленьких рыбок играли в реке,

(Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок.)

Лежало большое бревно на песке,

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.)

И рыбка сказала: "Нырять здесь легко!"

(Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест)

Вторая сказала: "Ведь здесь глубоко. "

(Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит.)

А третья сказала: "Мне хочется спать!"

(Быстро качаем ладонями – дрожь.)

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются – рот.)

А пятая крикнула: "Здесь крокодил!

(Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – уплывают.)

Плывите отсюда, чтоб не проглотил!"

3) Подводный мир

Посмотри скорей вокруг!

Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг?

Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба-шар.

А вот, расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

Апрель

1 неделя «Неделя здоровья, Человек и гигиена»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

Левая рука:

Вырос у нас чесночок, (Дети разминают указательный палец)

Перец, томат, кабачок, (средний палец)

Тыква, капуста, картошка, (безымянный палец)

Лук и немного горошка. (мизинец)

Правая рука:

Овощи мы собирали. (разминают мизинец)

Ими друзей угощали, (безымянный палец)

Квасили, ели, солили, (средний палец)

С дачи домой увозили. (указательный палец)

Прощай же на год,

Наш друг-огород.

2 неделя «Космос»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

Утро – солнце всходит. (Поднимаем растопыренную ладошку.)

Ночь – луна приходит. (Поднимаем другую руку, пальцы полукругом – «месяц».)

3 неделя «Цветы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

1)Цветы

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворения

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головками качают.

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.)

4 неделя «Насекомые»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

1)Пчела.

(Помахать руками.)

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела

(На каждое название насекомого загибать один пальчик.)

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

(Помахать ладошками и уронить ладони на стол.)

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

2)Паучок.

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,

(Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,

("Паучки" ползают по голове.)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Май

1 неделя «Мой город, моя семья»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

Моя семья.

(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

Этот пальчик ДЕДУШКА.

(загибает /разгибает/ большой пальчик)

Этот пальчик БАБУШКА.

(загибает /разгибает/ указательный пальчик)

Этот пальчик ПАПОЧКА.

(загибает /разгибает/ средний пальчик)

Этот пальчик МАМОЧКА.

(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)

Этот пальчик Я.

(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)

Вот и вся моя семья!

(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)

2 неделя «День победы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

3 неделя «Ядовитые растения и грибы»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

Я корзину в лес беру,

Там грибы я соберу.

Удивляется мой друг:

«Сколько здесь грибов вокруг»

(Показывают удивление, развод руки в стороны.)

Подосиновик, масленок,

Подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найду я на опушке,

Возвращаюсь я домой,

Все грибы нecy с собой.

(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой

Мухомор не понесу.

Пусть останется в лесу!

(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)

4 неделя «Лето. ОБЖ»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

(загибаются пальцы по одному на каждый счет)

Вот за что люблю я лето?

Лето солнышком согрето.

Два – в лесу растет трава.

Три – ромашки – посмотри!

А четыре - это лес,

Полный сказок и чудес.

Пять – купались мы опять.

Шесть – пора грибов поесть.

Семь – малины я поем.

Восемь – сено мы покосим.

Девять – бабушка идет,

Землянику нам несет.

Десять – все вокруг в листву одето.

Вот за что люблю я лето)

5 неделя «До свиданья, Детский сад»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

Детки

(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)

Тише, тише, тише,

Не шумите!

Наших деток не будите!

Птички станут щебетать,

Будут пальчики вставать.

(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)

Кудрявцева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №243
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Пальчиковая гимнастика в первой младшей группе".
Дата публикации: 26.06.2017
Раздел: дошкольное образование

«Пальчиковая гимнастика в первой младшей группе».

Составитель: Воспитатель Кудрявцева Т.Н.

находится

кончиках

Сухомлинский

За последнее время современные дети с каждым годом говорят все хуже.

Как воспитатель в детском саду я уже второй год сталкиваюсь с проблемой

развития речи детей. Решение в этом вопросе находят ученые.

Некоторые из них, кто изучает деятельность детского мозга, психику

детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что

уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени

сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого

количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие

движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в

пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то

задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть

нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых

областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а

точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там,

где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется

отставание, задержка развития моторной стороны речи.

тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно

начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого

пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание

ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для

пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной

амплитудой.

Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Так,

малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного

диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения

можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься

конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки,

перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания:

застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого раннего

возраста. В этом помогают пальчиковые игры.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

Способствует овладению навыками мелкой моторики.

Помогает развивать речь.

Повышает работоспособность коры головного мозга.

Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память,

воображение.

Снимает тревожность

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и

потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря

играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь,

стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные

впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие

игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется

примерно до пяти лет.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития

мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание

текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие

речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает

быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше

запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой

моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.

Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени,

обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или

щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых

для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в

пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.

Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и

неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим,

утешающим и успокаивающим.

Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения

взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и

осторожное, бережное прикосновение. Конечно, для выразительного

исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга.

Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой,

научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя

Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если

вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером

можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из

цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Таким образом пальчиковые игры позволяют:

1.Сделать рывок в развитии речи - улучшить произношение и обогатить

2.Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых

действиях;

3.Развивать фантазию и проявлять творческие способности;

4.Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;

5.Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые

положения рук и последовательность движений;

6.Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности

несловесного общения;

7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут

силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение

навыком письма.

Для того чтобы добиться наилучших результатов необходимо:

Найти индивидуальный подход,

Учитывать личностные и возрастные особенности

Определить уровень психического и физического развития детей;

Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях МДОУ и семьи

(родители являются активными участниками коррекционного процесса).

Необходимо помнить три важных правила:

Первое: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно;

Второе : после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы(например,

потрясти кистями рук);

Третье : поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное

воздействие, она должна использоваться на всех образовательных

деятельностях в ДОУ.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый

проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который

произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый

подсказывает и помогает.

Правила выполнения упражнений:

1. Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание. Это не только

позволит подготовить его к правильному выполнению упражнения, но и

создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими

поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала

правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя

собственную увлеченность игрой.

5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все

пальцы руки.

6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным

переключением с одного движения на другое.

7. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко,

без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

8. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без

лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

9. В идеале каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и

повторяется в течение дня 2-3 раза.

10. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить

текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст

разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с

движением.

11. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.

Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и

возвращаться к ним по желанию ребенка.

12. Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру,

показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей

ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

13. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа,

если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте

Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде

или растерев ладони.

Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия,

сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как

пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить

движения вместе.

Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине

ребёнка, щекотать, гладить и др.

Используйте максимально выразительную мимику.

Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче,

определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно,

движения без текста.

Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах

делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Все упражнения пальчиковой гимнастики можно разделить на три группы.

1группа. Упражнения для кистей рук:

Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют

тонких дифференцированных движений;

Учат напрягать и расслаблять мышцы;

Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

Учат переключаться с одного движения на другое.

Фонарики

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и

разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения

соответствующими фразами.

Фонарики зажглись! (пальцы выпрямить)

Фонарики погасли! (пальцы сжать).

Кошечка

Вариант1.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем

одновременно выпрямить пальчики и прижать к столу, повторить 3-5 раз.

Кулачок- ладошка.

Я иду как кошка.

Вариант2.

При выполнении упражнения руки располагаются на столе. Попеременная

смена положений на счёт «раз-два».

«раз»: левая рука- кулачок, правая рука- ладошка.

«два»:левая рука- ладошка, правая рука-кулачок.

Повторить несколько раз.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические:

-совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и

требуют более точных движений.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец

опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок стоит весь яркий,Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы

растопырены в стороны и подняты вверх.

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,Из кустов они торчат.Он и прыгает и скачет,Веселит

своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы. Ими

шевелить в стороны

3 группа. Упражнения для пальцев динамические:

Развивают точную координацию движений;

Учат разгибать и сгибать пальцы рук;

Учат противопоставлять большой палец остальным.

Пальчики ложатся спать

Поочерёдное сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик лег в кровать

Этот пальчик чуть вздремнул

Этот пальчик уж уснул

Этот крепко-крепко спит

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

Домик

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

(Пальцы сжать в кулачок.Поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с

мизинца, затем сгибать их в том же порядке)

Наши пальцы

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак.

Для развития мелкой моторики кисти кроме пальчиковой гимнастики можно

использовать следующие виды деятельности:

Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок;

Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами,

магнитными удочками);

-«пальчиковый театр»;

Выкладывание узоров из мелких камешков, круп;

Вязание, шитьё, вышивание;

Завязывание и развязывание узелков;

Застёгивание и расстёгивание пуговиц различной величины;

Комканье и сжимание пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти

Лепка из глины или пластилина;

Нанизывание бус, бисера, пуговиц;

Нанизывание колец различной величины на стержень;

Перематывание цветных клубочков ниток;

Складывание из кубиков домиков, машинок и т.п.;

Собирание мозаики по возрастающей сложности;

Собирание пирамидки, матрёшки;

Узнавание предметов на ощупь;

Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

Необходимо развивать и укреплять детскую руку и пальчики, сделать их

послушными, ловкими, подвижными. В работе по развитию мелкой моторики

необходимо использовать разнообразные приёмы и методы. Пальчиковые

игры обладают весомым преимуществом: ребенок осваивает их в процессе

живого и эмоционально-насыщенного общения с взрослым.

Использование в общении с ребенком пальчиковых игр помогает его

развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук

всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие координации движений

руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик,

дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам с полутора-двух лет,

и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни

пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других - ребёнок должен

действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше

и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или

гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает

пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие

движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность,

гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения

пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в

пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти

рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие

ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений,

подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством,

повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим

развитие мышления ребенка.

Приведу пример нескольких пальчиковых игр со стишками.

Шарик

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем

на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики

принимают исходное положение.

Кошка

А у кошки ушки

Ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты

Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный пальцы. Ими шевелить в стороны.

Коза

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед.

Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь

Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на

большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Я весёлый майский жук. Знаю все сады вокруг.

Над лужайками кружу. А зовут меня Жу-жу!

(шевелить указательным пальцем и мезинцем,

как усами, и в конце пожужжать)

«Ёжик»:

Ты колючий ёжик мой поиграй-ка ты со мной!

(сомкнуть кисти в замок и шевелить пальцами)

Пробегись туда…сюда…Будь забавным как всегда!

(двигаем сомкнутые руки с пальцами иголочками по столу или коленям)

Возвратись в цветочный дом (упражнение «Цветок» переходящее в «Домик»)

Где живёт весёлый….( качаем руки, сомкнутые домиком, перед собой)

Гном! (Сделать крышу дома над головой, слегка её наклонить и улыбнуться)

«Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась

приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают

С ветки ягодки снимаю

(Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика,

как будто снимая с него воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.

(Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко.

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые

ягодки и отправляем их в рот.)

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно

«Семья»

Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по

очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - мама,

Этот пальчик - папа,

Ну а этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья.

«Пальчики»

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой,

то на левой руке.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

«Мишка»

Мишка топает ногой,

Мишка топает другой,

Ух, как веселится

В доме половица!

Топаем "ножками" - пальчиками.

А пока танцует Мишка,

Мы похлопаем в ладоши.

Вместе с лисонькой-плутишкой

Будем зрителями тоже.

Хлопаем в ладоши.

«Дом»

Молоточком я стучу,

постукивать кулачками друг о друга

Дом построить я хочу.

соединить кончики пальцев обеих рук

Строю я высокий дом,

поднять выпрямленные ладони вверх

Буду жить я в доме том.

похлопать ладонями

Пальцы - дружная семья.

Друг без друга им нельзя.

(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).

Вот большой! А это - средний.

Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы дружно жили,

(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)

Будем их соединять и движенья выполнять...

(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).

Этот пальчик - самый толстый, самый толстый и большой,

Этот пальчик для того,чтоб показывать его,

Этот пальчик - самый длинный и стоит он в середине,

Этот пальчик - безымяный, этот - балованный самый,

А мизинец, хоть и мал, но и ловок, и удал.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наш пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

(Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать)

Раз, два, три, четыре, пять,

Все такие нужные,

Крепкие и дружные

«Бабочка»

Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.

Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.

Ах, красавица какая-

Эта бабочка большая!

Над цветами полетала-

И мгновенно вдруг пропала.

«Рыбки»

Ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу.

Плавные движения ладонями, изображая рыб в воде.

Рыбки в озере резвятся,

Среди камешков кружатся.

Вниз и вверх плывут они,-

Как им весело, смотри.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)

«В корзиночке»

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке (делают ладошки «корзиночкой»)

Вот пузатый кабачок

Положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец (сгибают пальчики, начиная с большого).

Наша Зина молодец! (показывают большой палец)

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос.

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик-ананас,

Фрукт для вас и для нас.

(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. Показывают ладошками

вокруг и на себя).

«Хлебушек»

Бублик, (большой и указательный пальцы образуют круг),

Баранку, (большой и средний пальцы образуют круг),

Батон (большой и безымянный)

И буханку (большой и мизинец)

Пекарь из теста (имитация лепки хлеба)

Испек спозаранку.

«Ягоды»

Ягоды – это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника

(указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке)

Запомнил я, наконец.

Что это значит?

(приподнимают плечи, удивляются)

Я - молодец!

(большой палец вытягивают вперед)

«Детки»

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

(большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца)

У каждой мамы малыши,

Все красивы, хороши!

(показывают пальчики, играя с ними).

«Семья»

Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)

Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,

два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти

пальцев).

Вот и вся моя семья!

ЗАЙКА

Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки

– Вот, вот, вот! руки за спиной

Зайка, зайка, где твой нос? хлопки

– Вот, вот, вот! показать нос

Зайка, зайка, лапы где? хлопки

– Вот, вот, вот! показать руки

Зайка, зайка, ушки где? хлопки

– Вот, вот, вот! показать ушки

ВОРОНА

У вороны голова, руки на голове,

ва-ва-ва-ва 4 хлопка

Клюв и крылья, руки у носа, «крылья»

Хвостик, ноги, руки за спиной, топать,

оги-оги-оги-оги 4 хлопка

МАШИНКА

Заведу мою машину «мотор»

– Би-би-би, налью бензину. 3 хлопка, топать

Крепко-крепко руль держу «держать руль»

На педаль ногою жму. топать правой ногой

ПАРОВОЗ

Ехал, ехал паровоз руки в «замок», большие пальцы вращаются

Прицепил вагон, повез. сцепить указательные пальцы

Ехал, ехал паровоз

Прицепил вагон, повез…………..

КОРАБЛИК

Вот плывет кораблик мой руки – «полочка», покачиваются

Он плывет ко мне домой руки вперед, ладони сомкнуть углом (нос)

Крепко я держу штурвал «держать штурвал»

Я ведь главный капитан 4 хлопка

САМОЛЕТЫ

Мы сегодня самолеты, И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)

Мы не дети, мы пилоты. 4 хлопка

Руки – нос, и руки – крылья «нос», «крылья»

Полетела эскадрилья. встать, разбежаться,руки – крылья

КОШКИ – МЫШКИ

Вот кулак, показать кулак левой руки

А вот – ладошка, раскрыть пальцы, ладонь вверх

На ладошку села кошка. «когти» правой руки водят по ладошке левой

Раз, два, три, четыре пять. правой рукой загибать по одному пальцу левой

Мышки очень испугались, вращать кулаком

В норки быстро разбежались спрятать кулак под. правую подмышку

Список литературы:

1. Е.С. Анищенкова «Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников» - ООО «Издательство Астрель», 2006

2. Пименова Е.П. Пальчиковые игры. – Ростов н/Д:Феникс,2007.

3. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ

классик», ООО Издательство «ДОМ. ХХI век», 2008

Составил: воспитатель 1-й младшей группы Кудрявцева Т.Н.