Игры для самых маленьких от 1 месяца. Игры для малышей

В этой статье молодые родители найдут информацию о том, как играть и развивать ребенка до года по месяцам.

Рождение ребенка — это радость и счастье для любящих родителей. Долгие месяцы ожидания крохи, первое знакомство в роддоме… Хочется подарить крохе всю любовь и нежность. Но кроме любви, многие родители хотят, чтобы их ребенок был умным, развитым, смышленым. Для этого родители начинают заниматься и играть с крохой с самых первых дней его жизни.

Как играть с месячным ребенком?

На первом месяце жизни младенец большую часть суток спит и кушает. Время бодрствования совсем небольшое. Как правило, малыши бодрствуют 15-30 минут, затем опять засыпают.

  1. Игры, как таковые, в этом возрасте пока не принесут толку. В первую очередь новорожденному необходимо привыкнуть к голосу близких и развивать зрение
  2. Почаще говорите с малышом. Рассказывайте ему что-нибудь спокойным, ласковым голосом. Озвучивайте свои действия
  3. На расстоянии 25-30 см от глаз младенца показывайте цветную ленточку , плавно переместите ее в сторону. Также постарайтесь поймать на своем лице рассеянный взгляд малыша
  4. Во время бодрствования носите малыша по комнате в вертикальном положении
  5. Вечером сделайте ему легкий массаж, проговаривая при этом ласковые слова

В результате таких игр вы получите огромную радость малыша от общения с вами.

Месячный малыш нуждается в заботе и ласке

Как играть с 2-месячным ребенком?

В 2 месяца малыш уже умеет:

  • Улыбаться
  • Уверенней держать головку
  • Реагирует на звуки
  • Удерживает в поле зрения какой-либо предмет

Игры для 2-месячного малыша :

  1. Для развития слухового восприятия можно ненадолго включать классическую музыку , звуки природы или веселые детские песенки. Следите за тем, чтобы малыш не переутомился от музыки
  2. Повесьте над кроваткой мобиль или подвеску . Это будет развивать зрение и слух. Мобиль должен быть ярким и красочным
  3. Позвените колокольчиком, передвигая его в стороны
  4. Можно начинать читать короткие стишки и прибаутки. Благодаря рифмам народного творчества ребенок будет учиться гулить

Было установлено, что первая улыбка малыша возникает из-за удовольствия от общения с родным и близким человеком — мамой.

Мобиль — подходящая игрушка для малышей от 2 месяцев

Как развивать 3-месячного ребенка?

В 3 месяца малыш овладевает следующими навыками:

  • Уверенно держит головку
  • Начинает гулить и агукать
  • Знакомится со своими ручками
  • Переворачивается с бочка на спинку
  • Захватывает руками предметы

Игрушки и игры для дальнейшего успешного развития:

  1. Развивающий коврик . Коврик с дугами, на которых находится множество забавных игрушек, очень кстати в этом возрасте
  2. Погремушки . Вложите в ручку малыша погремушку, он крепко за нее ухватится и начнет размахивать. Главное, следить за тем, чтобы малыш не ударил себя погремушкой
  3. Музыкальные пищалки с разными звуками
  4. Продолжайте носить малыша на руках и рассказывать ему что-то при этом, озвучивайте свои действия
  5. Купаясь, произносите прибаутки . Например: «Водичка-водичка, умой Алисе личико. Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели». Ребенок будет привыкать к процедуре умывания. Ласковый голос мамы успокоит малыша, если он боится воды

Развивающий коврик надолго увлечет малыша 3 месяцев

Какие игры для 4-месячного ребенка?

В 4 месяца малыш вовсю агукает, с утра с интересом рассматривает свои ладошки и пальчики, пытается перевернуться на живот. Безусловно, малыш уже узнает свою маму по голосу, запаху и виду. Уже прошло время колик, а значит жизнь малыша и мамы станет значительно спокойней.

  • На пальчики ребенка можно надеть маленькие колокольчики . Перемещая свои ручки в стороны, малыш будет с интересом прислушиваться к звуку
  • Общайтесь с крохой на его языке, говорите ему: «агу», «бу-бу», «га-га» и другие звуки, которые малыш произносит
  • Продолжайте озвучивать свои действия и говорить с малышом, как со взрослым
  • Пришло время для знакомства с первыми мягкими цветными книжками
  • Повесьте в коляску или кроватку маленькое зеркальце . Малыш с интересом будет себя рассматривать
  • Делайте массаж со стишками и прибаутками
  • Пора привыкать к различным тактильным ощущениям. Проведите по телу ребенка разными кусочками ткани: атласным, меховым, хлопковым
  • Вкладывайте в его ручку игрушки, различные по своей текстуре

Мягкие книжки развивают тактильные ощущения

Как развивать ребенка в 5 месяцев?

В пять месяцев у многих деток появляются первые зубки. Некоторые родители уже понемногу вводят прикорм, если ребенок на искусственном вскармливании. Если малыш на грудном вскармливании с прикормом можно подождать до полугода.

  • Предлагайте пощупать разные маленькие мячи : тканевый, с пупырышками, с колокольчиком внутри. Каждый из этих видов будет способствовать развитию различных навыков — хватательному, моторике пальцев, восприятию звука
  • В коляску повесьте забавные игрушки, подвески, зеркальце. В этом случае обеспечена веселая прогулка
  • Купите специальные прорезыватели для зубов различной формы. Перед тем, как отправить игрушку в рот, малыш внимательно изучит ее на ощупь и вид
  • Протягивайте ребенку игрушку, при этом называйте ее: «Это — кукла», «Это — книга». Так вы будете закладывать фундамент для развития памяти

Игры для ребенка 6 месяцев

В шесть месяцев многие дети уже самостоятельно сидят. Поле зрения становится значительно шире, а значит, ребенку предстоит исследовать все интересное.

  • Можно купить развивающий столик с кнопочками, крутилками, пищалками и стучалками
  • Начинайте играть в ладушки
  • Заинтересует ребенка кукла-неваляшка
  • Игрушки различной формы и яркого цвета приветствуются

Видео: Игры для детей 5-6 месяцев

Как развивать ребенка игрой в 7 месяцев?

  1. Продолжайте включать разную музыку малышу
  2. Привлекайте его внимание игрушками с кнопочками, сюрпризами
  3. Начинайте играть в пальчиковые игры — «Сорока-белобока», «Посчитаем пальчики»
  4. Если вы видите, что ребенок хочет взять какой-то предмет, позвольте ему это сделать. Если это не причинит вреда здоровью
  5. Барабан или молоток с пищалкой. В этом возрасте ребенку будет очень интересно стучать и понимать, что звук возникает в результате его действий

Пальчиковые игры развивают мелкую моторику и речь

Как играть с 8-месячным ребенком?

Малыш заинтересованно будет доставать самостоятельно игрушки из мешочка или коробки. Можно посадить ребенка в манеж, положить туда много игрушек для самостоятельного изучения.

В игре можно использовать:

  1. Мешочки с крупами (рис, гречка, пшено) для развития сенсорных ощущений
  2. Игрушки-шуршалки
  3. Простые пирамидки
  4. Кубики

Важно: Маленькие дети все тянут в рот, игра с мелкими предметами может быть опасной. Обязательно наблюдайте за игрой малыша.

Во что играть с 9-месячным ребенком?

В 9 месяцев дети активно ползают, некоторые начинают делать первые шаги. В этом возрасте ребенок активно социализируется, внимательно наблюдает за взрослыми.

  1. Не забывайте о подвижных играх : массаж, купание, прогулка. Все эти действия можно сопровождать веселыми прибаутками, стишками.
  2. В ванночку положите резиновых уточек, лейку и другие игрушки
  3. В этом возрасте можно вводить сюжетно-ролевую игру . Игра должна быть очень простой, 2-3 предложения достаточно
  4. Музыкальные и игровые центры, куклы-неваляшки, книжки, машинки, пирамидки и кубики — все это будет интересно малышу в 9 месяцев

Игры с малышом в ванной

Как играть с 10-месячным ребенком?

Время для активных пальчиковых игр, потешек, прибауток.

Гули-гули полетели (машете руками)
На головку сели (кладете руки на голову)
Поклевали-поклевали (сделайте соответствующие движения)
И улетели (машете руками, словно крыльями)

Сначала проделайте своими руками, потом ручками малыша. Ребенок быстро смекнет, что нужно повторять за мамой.

Поглаживайте каждый пальчик, приговаривая:

Этот пальчик — шоколадный,
Этот пальчик — мармеладный,
Этот — с запахом зефира,
Этот — с привкусом пломбира,
А мизинчик — самый-самый пальчик сладенький для мамы!
(В конце поцелуйте мизинчик)

Игры для 11-месячного ребенка

В 11 месяцев многие дети начинают ходить. Нужно развивать этот навык.

  • На прогулку возьмите каталку с колесиком, уточкой или другой игрушкой. Такая игрушка будет развивать равновесие
  • Хорошая игрушка в этом возрасте — лошадка-качалка . Но катать малыша нужно под присмотром взрослых
  • Ребенок начинает активно интересоваться песочницей. Можно купить кинетический песок
  • Подходят игрушки с механическим заводом

Первые сюжетно-ролевые игры

Развивающие игры для годовалых детей

Самые популярные игры для годовалых детей:

  1. «Ку-ку»
  2. «В ямку бух»
  3. Подражание звукам животным
  4. Ладушки
  5. Танцы

Годовалому ребенку понравятся следующие игрушки

  • Небольшая машина, чтобы малыш сам отталкивался ножками
  • Игрушки-каталки также будут актуальны
  • Игрушки в виде животных
  • Музыкальные игрушки и книжки
  • Кубики, пирамидки, конструкторы

Игра важна также, как сон и еда. С помощью игры ребенок получает основные знания и умения, познает весь окружающий мир, развивается и готовится к дальнейшей взрослой жизни.

Видео: Развивающие игры от 0 до 12 месяцев

С первых дней жизни главным занятием грудничка является познание внешнего мира. Чем активнее ребёнок взаимодействует с окружающей средой, тем быстрее проходит его развитие. В этом грудничку наибольшую помощь способны оказать его родители. Проявляя заботу и внимание к ребёнку, вы привяжете его к себе, став своеобразным мостом между внутренним и внешним миром. Начиная с третьего месяца одной заботы становится мало, необходимо вводить в общение с грудничком развивающие игры, которые помогут ему выработать правильную реакцию на явления, протекающие во внешнем мире. Ниже мы расскажем о том, в какие можно играть с ребёнком и какую пользу они способны принести.

1) Повторушка

Начиная с первых дней своей жизни грудные дети произносят разнообразные звуки. При достижении 6-7 месяцев малопонятные гуления и крики преобразуются в полноценные слоги, которые малыш пытается повторить за взрослыми.

Чтобы изучение первых слов было интересным, проявите интерес к стараниям ребёнка. На первых месяцах его жизни старайтесь копировать жесты, выражения лица и прочие проявления активности. Когда малыш немного повзрослеет, повторяйте за ним произнесённые звуки. Если у вас всё получится правильно, ребёнок будет улыбаться и махать ручками, проявляя таким образом положительные эмоции, и со временем научится копировать ваши жесты и звуки.

2) Ку-ку

Развивающая игра для детей , о которой, наверное, знают все. Суть её заключается в том, что молодая мама прячется от ребёнка за какой-то преградой, в качестве которой может выступать обычная газета или книга, и через некоторое время показывается перед ребёнком, приговаривая: «Ку-ку». Сначала малыш может немного испугаться или вообще проигнорировать ваши действия.

Спустя несколько месяцев ребёнок начнёт понимать, что с ним играют, а при достижении 8-10 месяцев вообще начнёт пытаться найти вас, отбирая предметы, за которыми вы прячетесь. Польза от такой игры очевидна - малыш учится реагировать на изменения окружающей обстановки, особенно если они заключаются в уходе взрослых или их возвращении.

3) «Где наш ротик?», «Где наш носик?»

Эта игра позволит малышу с первых месяцев познать тактильные ощущения. Суть её заключается в том, что мама называет часть тела и прикасается к ней. Например: «Где наш носик?», дотрагиваясь до носика грудничка, «Где наша ручка?», прикасаясь к руке. Когда малыш повзрослеет, аналогичным образом можно исследовать разнообразные предметы: чашку, мягкую игрушку, мячик или книжку. Со временем малыш научится различать предметы и будет сам тянуться в нужную сторону.

4) Свойства предметов

Почему бы, показывая различные предметы, не познакомить своё чадо с их свойствами? Когда вы показываете ребёнку различные предметы, дайте ему их пощупать, понюхать, погрызть, если это не нанесёт ему вреда. Спустя некоторое время ваш малыш будет знать, что зеркало очень гладкое, книжка шершавая, а вода мокрая. Это упражнение отлично развивает память и позволяет быстрее адаптироваться к тактильным ощущениям.

5) Танец для самых маленьких

Вы не знали, что с малышом можно танцевать? Это же одни из лучших развивающие игры для детей до 1 года Как только ваше чадо более-менее научилось ходить, время от времени включайте негромкую музыку и совершайте вместе с ним плавные танцевальные движения. Если малыш отказывается танцевать, попробуйте показать ему, как это делается, и спустя некоторое время он с радостью к вам присоединится. В итоге ребёнок будет получать массу удовольствия от таких танцев, а само упражнение поможет развить моторику.

6) Конструктор для самых маленьких

Когда у вас нет времени уделять внимание ребёнку, нужно придумать , которое будут полезны для его развития и к которому он будет проявлять интерес. Одним из самых популярных выходов является конструктор для малышей, состоящий из крупных деталей, так, чтобы он случайно не проглотил одну из них. Подобные игрушки предназначены для детей от 10-11 месяцев. Они прекрасно развивают логическое мышление, тренируют моторику и память. Если ваш малыш отказывается собирать конструктор, попробуйте помочь на первых порах, возможно, он ещё, что с этой игрушкой нужно делать.

Первый год жизни малыша столь же важный, сколь и простой в плане подбора развивающих игр. Если здоровый от рождения малыш растет в спокойной, любящей обстановке - полдела сделано. Многие ученые и педагоги придерживаются позиции, которая заключается в том, что ведущая роль в развитии принадлежит самому ребенку. Свое развитие детки регулируют сами, и помогают им в этом заложенные природой механизмы, стимулирующие малышей к познанию мира. И правда, трудно представить здорового карапуза, по доброй воле безучастно лежащего целый день в кроватке. Однако для того, чтобы внутренние импульсы, подталкивающие малыша к саморазвитию, не зачахли, нужна помощь родного человека. Помочь малышу можно очень просто: нужно создать развивающую среду в доме, где он живет. Специалисты определили направления развития малыша до 1 года:

  • Развитие крупной моторики.
  • Развитие движений кисти руки. Сенсорное развитие.
  • Восприятие взаимосвязей.
  • Развитие речи.
  • Социальное развитие.
  • Самостоятельность.

Развиваем детей от 0 до 6 месяцев

Создать развивающую среду легко. Под этим понятием подразумевается организация жизненного пространства малыша, которая бы стимулировала его развитие. Главное условие такой среды для малышей до года - это доступность безопасных и самых разнообразных по фактуре, материалу, форме и цвету предметов. Конечно, ребенок 2-4 месяцев пока ни до чего не дотягивается, но ведь можно и нужно помочь ему.

Почаще выкладывайте кроху на пол: на постеленную большую клеенку, покрытую сверху простыней. Одновременно можно решить вопрос с закаливанием: незачем в этот момент надевать памперс, пусть кожа подышит, а клеенка спасет ковер. Что дает эта позиция (лежа на животике на полу) малышу? Прежде всего - обзор. Затем - манипуляции с предметами, разложенными на этом импровизированном развивающем пространстве.

Развиваем детей от 6 до 12 месяцев

Ориентиром для ваших игр с крохой вполне могут послужить познавательные потребности малыша, которые он сам демонстрирует. Развитие малыша превратится в постоянный, очень интересный, а главное - неутомительный для мамы-хозяйки процесс. Прежде всего, необходимо удовлетворить потребность малыша в освоении новых движений: для этого нужно всего-навсего не ограничивать кроху. Лучше не использовать манеж, не оставлять подолгу в кроватке или детском стульчике. Пускай копошится на полу, учится ползать, сидеть, переворачиваться туда-сюда, вставать с опорой.

Например, на диване разложены новые интересные предметы, но малышу, сидящему на полу, их не видно. Заинтересуйте его, чтобы он подполз поближе и встал, опираясь на диван. На первых порах нужно помочь, положить его ручки на край дивана. Награда труженику - яркая развивающая игрушка. Хождение вдоль опоры подготавливает малыша к самостоятельной ходьбе. Если вы заметили, что малыш пристрастился все подряд раскидывать (например, тарелку с кашей со столика, игрушки) - можете быть спокойными: ваш карапуз развивается по возрасту. Период разрушения должны пройти все детки, так как в этот момент мышление малыша активно развивается, осваивается операция анализа (деления на части), а также причинно-следственные связи (я выбросил из коляски - мама подняла).

Следуя логике принципа саморазвития, предложите малышу игры, связанные с разрушением, дроблением (кубики, стучалки, молоточки). Например, можно рвать газету на кусочки, можно строить для крохи разные башенки и поощрять их рушить. А игрушки в коляске многие мамы привязывают на веревочки - так они не упадут в грязь, а малыш удовлетворит свою потребность. Хороши игрушки, связанные с прокатыванием шариков по скатам, с нажиманием кнопок с последующим звуком, световым сигналом или выскакиванием фигурки. Малыши этого возраста обожают тыкать пальчиками в различные отверстия, нажимать на кнопочки, частенько пугая при этом маму. Если вы удовлетворите эту потребность - малыш ее перерастет и она не превратится в навязчивую идею (например, сунуть палец в розетку).

Из игрушек годовичкам подойдут те, где нужно проталкивать геометрические тела в отверстия - сортеры . Выбирайте самые простые - по 2-3 фигуры. Для проталкивания в дырочки можете использовать шарики для пинг-понга и коробки из-под обуви ("А куда делся шарик?"). Если сохранилась старая ненужная клавиатура от компьютера, старый мобильник или обычный телефон - тоже пригодится для нажимания кнопок. Бесценна для получения сенсорного опыта кухонная утварь. У всех малышей от 6 месяцев - это бессменный хит. Вкладывание мисочек друг в друга, раскладывание посуды вокруг себя в некоем загадочном порядке, грохотание половника о кастрюлю, подбор крышек к сковородкам и кастрюлям - целое развивающее поле для малыша. Если очень шумно - можно заменить обычную посуду на деревянную или пластмассовую. Но лучше, если малыш поиграет с разными материалами.

К сенсорному развитию относятся и игры на стимуляцию слухового восприятия, что косвенно влияет на развитие речи. Не выбрасывайте коробочки из-под "киндер-сюрпризов". Наполните их разными крупами, дайте крохе: эта коробочка шумит громко, а эта - тихо. Количество коробочек можно увеличить.

Для развития мелкой моторики и тактильного восприятия всегда держите дома мягкий пластилин, цветную бумагу (учим малыша отрывать кусочки, сминать их), пальчиковые краски, тесто для лепки.

Чуть пониже, на уровне роста малыша многие располагают так называемые модули или их аналоги. На фанерном щите прикрепляются разные материалы для ощупывания, проталкивания, веревочки для завязывания-развязывания, прикрепляются ленточки, пропущенные через колечко: за один конец ленточки можно тянуть, а другой конец с привязанной фигуркой подтягивается к колечку, но не выскакивает. На шнурках висят прищепки (их малыш учится постепенно снимать), гроздья пуговиц и других объемных шнуровок , катушки для ощупывания, квадратные таблички с разной теплопроводностью (эта холодная, а эта теплая). Ценность модулей не только в том, что малыш в любой момент может поупражняться, но и в том, что игрушки всегда на месте - нет проблем с уборкой.

От рождения до года ребенок проходит огромный путь в своем развитии: из беспомощного крохи он быстро превращается в ловкого и любознательного карапуза, которому наравне с пищей, водой и любовью родителей требуются новые впечатления, эмоции и знания. Если родители будут уделять должное внимание развитию своего малыша, он будет расти более гармоничным, уравновешенным, счастливым. В этой статье мы познакомим вас с развивающими играми для деток, которым еще нет года.

1 месяц

В этом возрасте у крохи активно «настраиваются» органы чувств. Поэтому развивающие занятия должны быть основаны на тактильных ощущениях - единственном понятном пока малышу способе познания мира.

Чаще поглаживайте его, говорите с ним. Четко видеть игрушки малыш пока не может, но его взгляд уже на несколько секунд фокусируется на чем-то определенном: в основном, карапуз пытается рассмотреть лицо мамы. Это пока самое интересное для него занятие. А потому постройте «беседы» на смене мимики, улыбках.

2 месяца

Теперь малыш умеет держать головку, лежа на животе, фокусировать взгляд на яркой игрушке на минутку, он пытается поворачивать головку влево-вправо. Развивающие игры для этого возраста направлены на тренировку зрения - игрушкой поводите медленно перед лицом ребенка на расстоянии 35-40 сантиметров. Это позволит ему научиться следить за предметами.

Погремушкой слегка позвените сначала справа от крохи, потом слева - это будет развивать его слух.

3 месяца

В этом возрасте ребенок начинает эмоционально общаться,. Есть первые попытки гулить, он узнает маму, папу, улыбается. Постройте развивающие занятия на развитии эмоциональной сферы. Декламируйте ему с выражением стихи, при этом старайтесь как можно ярче интонировать голосом.

Кошкина считалка

Раз-два-три-четыре-пять,

Потому она немножко

Прибавляет к мышке кошку.

У нее такой ответ -

Кошка есть, а мышки нет!

Считалка малыша

Раз-два -три-четыре-пять,

Мой малыш пойдет гулять.

Очень скоро мой крошка

Будет топать по дорожке.

Подрастет мой милый друг -

Посчитает все вокруг!

С этого возраста очень полезно прослушивать негромкую приятную музыку по четверти часа, а также обязательно пойте малышу свои песенки, даже если природа не дала идеального музыкального слуха и голоса.

4 месяца

Ребенок в этом возрасте очень любознателен. Он уже умеет хватать предметы и даже пытается тащить их в рот. Постройте развивающие занятие с сыном или дочкой на развитии тактильных ощущений. Давайте ему разные кусочки ткани (шелк, ситец, атлас, вельвет), малыш с удовольствием будет перебирать их, изучая новые для себя ощущения в пальчиках.

На прочную нить или резинку можно нанизать крупные яркие бусины, пуговицы. Эту «гирлянду» следует подвесить в непосредственной близости от крохи, так, чтобы он смог дотянуться и потрогать предметы руками. Многие малыши с энтузиазмом перебирают круглые, плоские и рельефные предметы.

5 месяцев

Малыш очень подвижен, он уже хорошо ворочается с боку на бок, некоторые пытаются сидеть. Движение - это то, что сейчас занимает малыша больше всего. Постройте развивающие игры на несложных физических упражнениях, во время которых вы сможете читать ему уже известные стишки, петь песенки. Например, для этого возраста хорошо подходит игра «Поехали-поехали»:

Мама ложится на диван на спину, сажает ребенка к себе на живот таким образом, чтобы его спинка опиралась на ее согнутые ноги:

Мы пошли -поехали в лесок за орехами!

По кочкам, по тропкам, по маленьким пенечкам!

Вдруг попалась ямка, Коля (Петя, Дима, Оля, Лена и т. д.) в ямку БУХ!

При этом мама слегка разводит ноги, держа малыша за ручки, таким образом у крохи пропадает опора в области спинки. На несколько секунд, не выпуская его рук, можно опустить его вниз, и снова поднять.

Больше разговаривайте с ребенком: сейчас у него активно формируется так называемая внутренняя речь - сказать он пока не может, но уже запоминает, как это должно звучать. Чаще показывайте малышу разные предметы и громко и разборчиво называйте их. Поощряйте лепет, ведь сейчас самое время перейти от гуления к эмоциональному лепету.

От 6 до 12 месяцев

Начиная с полугода заниматься с ребенком желательно каждый день, ведь сейчас стремительно развивается не только его тело, но и головной мозг, самые разные его отделы. А потому существующие развивающие методики подразумевают не только занятия, направленные на развитие отдельных навыков. Предпочтительнее выбирать игры, которые будут представлять собой комбинацию разных познавательных процессов.

Лучшие игры знали еще наши бабушки и прабабушки, современные психологи и детские педагоги дополнили их своими разработками. Получился довольно внушительный список развивающих упражнений и игр, часть которого мы постараемся осветить чуть более подробно:

  • «Прятки». Эта игра развивает эмоциональную сферу ребенка, кратковременную память, реакцию. Через год-другой малыш с удовольствием бегать и прятаться по-настоящему, а пока мама может имитировать процесс исчезновения. Достаточно закрыть лицо руками и сказать: « Где же мой малыш?», а потом открыть ладони, улыбнуться и самой же ответить: «Вот же он!».

Такие нехитрые забавы вызывают у большинства детей сильные положительные эмоции, крохи оживляются, им очень нравится играть в мини-прятки. Месяцев в 8-9 можно показывать ребенку игрушку, а потом прятать ее куда-нибудь рядом, чтобы малыш увидел, куда. А потому вместе ее «искать».

  • «Сорока». Эта игра, известная нам всем с детства, развивает мелкую моторику, координацию движений, воображение и речь малыша. Указательным пальцем одной руки водите по ладони другой круговыми движениями:

Сорока-воровка, кашу варила,

Малышей кормила...

А затем начинайте загибать пальчики на руке, на которой «варилась каша»:

Этому дала, этому дала,

Этому дала и этому дала.

А этому (показываете на мизинчик) - не досталось.

Потом пальчики нужно начать разгибать по одному в обратном порядке:

Ты - воду носил, ты - дрова рубил,

Ты - крупу подавал, ты - ложкой мешал,

А ты, самый маленький, ничем не помогал!

Обычно бывает достаточно несколько раз показать малышу это забавную игру, и он начинает сам повторять за мамой движения.

Если этого не происходит, можно помочь крохе, взял его ручки в свои, и показав, как это делается.

  • «Смелый летчик». Старые-добрые «полетели-полетели» всегда были лучшим способом отвлечь ребенка от капризов и плохого настроения. Но для этой игры лучше всего пригласить папу или дедушку, потому что малыши после 6-7 месяцев весят уже достаточно, чтобы маме было тяжело поднимать их на вытянутых руках над головой. Суть игры довольно проста - ребенка надо поднять горизонтально, подложив под грудку руку, и имитировать звук летящего самолета. Такая игра прекрасно тренирует вестибулярный аппарат ребенка, дает ему возможность посмотреть на окружающий мир с большой для него высоты.

  • «Строим домик» . Если ребенок хорошо сидит и уверенно ползает, нужно рассыпать по полу яркие кубики (без острых углов), лучше пластиковые. Задача ребенка - добраться до кубика, взять его и отдать маме, которая будет строить из собранных чадом элементов домик или башенку. Это не только прекрасная физическая тренировка, но развитие логики, воображения, координации движений. Каждую удачную попытку взять «стройматериалы» следует эмоционально хвалить, тогда малышу процесс будет доставлять настоящее удовольствие.

  • «Ладушки». Одна из лучших игр многих поколений: еще наши прабабушки без советов педагогов и психологов догадались, что хлопки ладошками очень благотворны для развития моторики, слаженности движений, реакции и воображения. Действия просты и доступны малышам 6-8 месяцев - нужно просто хлопать:

Ладушки-ладушки, где были? У бабушки!

Что вы ели? Кашку, кашку- малашку!

На дорожку бабушка напекла оладушки!

Полетели-полетели, на головку сели!

Мама и малыш поднимают руки и кладут на головы.

  • «Большое и маленькое». Дайте ребенку большую коробку (от микроволновки, от папиной обуви), сложите в нее более мелкие игрушки или предметы и закройте крышкой. Задача малыша - открыть, достать и сложить обратно. Игру можно усложнять по мере вырастания ребенка - прятать один из предметов, чтобы малыш смог понять, чего не хватает в его коробке.

Игра развивает мелкую моторику, логику, мышление, познавательные способности, внимание и память. Главное, чтобы положенные вами мелкие предметы были не такими уж мелкими, чтобы их можно было проглотить. Подойдут - чайная ложка, мандарин, коробочка от кольца, чайное ситечко и т. д.

  • «Кто в домике живет?». Для этой игры вам понадобятся картинки, на которых изображены самые разные животные. Их можно скачать в интернете и распечатать, а можно нарисовать самостоятельно (если вы умеете это делать!). В большой плотный конверт или коробку сложите картинки. Во время игры доставайте их оттуда по одной, громко и разборчиво называйте ребенка называние зверя (тигр, кошка, слон, птица, собака), и показывайте, какие звуки производит это животное (кошка-мяу, тигр -р-р-р-р, слон -топ-топ, собака - гав-гав и др.).

Постепенно малыш сможет узнавать животных и воспроизводить не только их звуки, но и названия самих животных. Такая имитация очень полезна для развития речевых навыков, как внутренней речи, так и голосовой, для внимания, стимулирует познание окружающего мира.

  • «Нарисуем, что угодно!». Для такого вольного творчества вам понадобится ватман, а лучше два больших ватмана, склеенных между собой, и пальчиковые краски . Краски обязательно должны быть пищевыми, чтобы кроха смог и порисовать и попробовать их на вкус, не слыша запретов со стороны мамы. Листы бумаги расстелите на полу, выпустите на них маленького художника и дайте баночку с краской.

Такое рисование стимулирует мышление, развивает творчество, координацию движений. Заниматься пальчиковым рисованием маленькие дети могут довольно долго и увлеченно.

  • «Формы». Для развития логики и познавательных процессов крохе можно купить специальные развивающие конструкторы, в которых нужно в основание с прорезями разных геометрических форм поместить соответствующие фигуры. Вырезать фигуры можно и своими руками, из цветного картона, а основание для них сделать из белого картона. Малыш сможет понять, что круглое - не умещается в квадратное, а треугольное никак не запихнуть в овальное. Несколько раз покажите малышу формы, называйте их, а затем хвалите каждый раз, когда кроха правильно подбирает фигуру.​

В желании развивать свое чадо мамам следует знать меру. Не стоит предлагать ребенку игры, которые пока сложны для его понимания. Он быстро потеряет к ним интерес. Все занятия должны быть адаптированными для того или иного возраста, и правильно будет учитывать особенности развития именно вашего ребенка. Если малыш в 6-7 месяцев еще не сидит, не стоит проводить игр, которые подразумевают сидение.

Если ребенок немного отстает от среднестатистических норм, не нужно ждать от него невозможного.

Продолжительность занятий следует увеличивать поэтапно, чтобы карапуз не уставал.

Занятия желательно всегда проводить в одно время, довольно скоро малыш будет знать, что предстоит игра, и будет ждать этого с нетерпением.

Для развивающих занятий лучше выбирать время, когда ребенок не устал, не хочет спать, есть, гулять. Оптимально подходит время за час до обеда (обычно это от 11 до 12 часов дня). В вечернее время не стоит играть перед сном, чтобы не перевозбудить малыша. Знакомые стишки можно просто почитать ему во время вечернего массажа и купания.

Будьте терпеливы и последовательны. Чаще хвалите ребенка, даже если у него пока ничего не получается. Ведь развивающие занятия - это еще и отличный способ наладить тесный контакт между ребенком и родителями.

Пример развивающих игр вы узнаете из следующего видео.

Игры с малышами первых месяцев жизни – очень бережные и осторожные. Их главная задача – показать ребенку, что новый для него мир – добрый и невраждебный, что мама и папа очень любят кроху. Первые игры с грудничком способствуют лучшему развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания. Но они также нужны и родителям, потому что помогают установить с маленьким человечком прочную эмоциональную связь, проявить свою любовь и нежность…

Что малыш умеет?

Подбирая игры для самых маленьких, важно понимать, какие навыки и умения малыш приобретает в том или ином возрасте, что он может, что понимает, на что реагирует.

Итак, в возрасте 1 месяца ребенок способен несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается ее приподнимать. В ответ на раздражители малыш начинает двигать ручками и ножками. В течение первого месяца кроха адаптируется к условиям окружающей среды, привыкает к маминым рукам, ее голосу, запаху. В этом возрасте особенно полезны игры, связанные с прикосновениями, поглаживанием, ношением на руках, ласковыми разговорами.

К 2 месяцам ребенок уже может удерживать головку вертикально 1–1,5 минуты, реагирует на речь, поворачивает голову в сторону говорящего, замечает яркие игрушки и другие предметы. Если вложить малышу в руку погремушку, он хватает ее ладонью и крепко удерживает. На втором месяце у ребенка появляется так называемый комплекс оживления: видя лицо близкого взрослого, кроха сосредоточенно замирает, затем начинает улыбаться, двигать ручками и ножками, издавать гортанные звуки. Наибольшую пользу принесут игры с погремушками и другими звучащими игрушками, привлечение внимания к лицу взрослого, разговоры с малышом.

Три месяца – это уже совсем «солидный» возраст. Кроха уверенно держит головку, пытается переворачиваться со спины на бок, а потом и на живот. Ищет взрослого глазами, тянется за игрушкой, любит, когда с ним разговаривают и играют, заливисто смеется, гулит. Лучше всего кроха реагирует на эмоциональные игры, когда взрослый ему улыбается, произносит разные звуки, поет песенки. Не забывайте и об играх с погремушками, о первых спортивных играх для малыша, укрепляющих мышцы маленького человечка и стимулирующих движение.

1 месяц

Итак, первый месяц – период приспособления малыша к новым условиям жизни. С помощью игр поможем ему побыстрее с этим справиться.

«Посмотри на меня». Мамино лицо – самая лучшая игрушка для малыша. Наклонившись над крохой, начните ласково разговаривать с ним. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, медленно отодвиньтесь сначала вправо, затем влево. Постепенно он научится следить за вами глазами.

«Погремушка, погреми!». Возьмите в руки яркую погремушку и потрясите ею перед крохой на расстоянии 40–45 см от его лица, привлекая внимание. Погремите справа от малыша, слева, медленно подвигайте рукой, стимулируя желание ребенка следить за игрушкой глазами. Желтый, красный, оранжевый цвета дети начинают различать раньше других. Так что первые погремушки лучше выбирать именно этих цветов.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

«Ай да ножки!». Возьмите в руки ножку малыша и погладьте указательным пальцем наружный край стопы. Он повернет ногу наружу. А затем погладьте внутренний край стопы. Ножка тут же развернется вовнутрь. Дотроньтесь до подушечек на стопах возле пальцев – кроха подожмет пальчики ног. Если потрогать середину стопы, пальчики распрямятся. Можно приговаривать:

Что за ножки, что за ножки
У тебя, у нашей крошки!
Скоро ножки, скоро ножки
Будут бегать по дорожке.

2 месяца

К двум месяцам расширяются и возможности ребенка, и диапазон игр.

Гримасы. Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Кроху обычно забавляют мамины гримасы. Он наблюдает за ними, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом легонько подуйте на носик: «Вот носик!» Дуйте на разные части тела малыша: коленку, животик, лобик, шейку и называйте их.

Яркие носочки. Малыш уже стал замечать свои ручки и может подолгу их рассматривать? Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Наклонитесь над малышом, поговорите с ним немножко, а затем скажите «ку-ку» и закройте лицо руками, как будто вы спрятались. Через несколько секунд уберите руки от лица: «Ку-ку, малыш!» Повторите игру несколько раз. Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Схватить игрушку – это действие кажется нам таким простым! Но крошечному человечку нужно, во-первых, заметить предмет, во-вторых, оценить, как далеко он находится, затем заставить мышцы двигаться и, наконец, точно подвести неумелую пока ручку к предмету и схватить его. Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте крохе разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил? Ничего страшного, повторите игру сначала.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца

Играть с трехмесячными малышами - сплошное удовольствие! Кроха уже многое понимает и радостно реагирует на внимание близких.

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

Бибабо. Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает. У вас получится очень веселый дуэт!

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз. При этом можно приговаривать:

На качелях я лечу,
Веселюсь и хохочу!
Раскачаюсь я повыше
И рукой достану крышу…
(Ю. Каспарова)

Игр с малышами очень много! И, конечно, у каждой мамы, папы и их малыша есть свои собственные игры, ими вместе придуманные и любимые. Ведь именно они по-настоящему сближают родителей и детей, учат их любви, заботе, взаимопониманию.